Частное общеобразовательное учреждение

Православная Свято-Владимирская гимназия
города Ставрополя

«Лучший способ сделать детей хорошими —
это сделать их счастливыми!»

Духовно-нравственное воспитание

Воспитательная работа

Особенностью духовно-нравственного развития и воспитания, сложившейся в Православной Свято-Владимирской гимназии, является  тесное сотрудничество Церкви, образовательного учреждения  и семьи. По отношению к ученику предполагается наличие трех авторитетовсвященника, учителя, родителей.

Задача педагогического процесса – создание духовно-нравственной и культурной атмосферы в гимназии, когда священник – педагог – гимназист –  родители – не есть сумма людей, осуществляющих учебный процесс, а живая семья, единый организм, соборная «малая Церковь». Православное воспитание не отделяет воспитания церковного от воспитания ребенка в «малой Церкви» – семье. С семейным воспитанием столь же тесно связано и воспитание в гимназии. Гимназия помогает и Церкви, и родителям в воспитании ребенка, стремится гармонизировать церковную и мирскую жизнь.

Результатом сложившейся системы воспитания в гимназии является особая среда –  православное пространство – совокупность традиций, межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются всеми учащимися, педагогами, родителями под руководством духовника гимназии.

Такое единое пространство, основанное на православной вере, которое окружает ребенка в Храме, в гимназии и в семье, воспитывает значительно эффективнее и результативнее, чем любые воспитательные системы.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа педагогического коллектива ЧОУ «Православная Свято-Владимирская гимназия» города Ставрополя строится на основе традиций русской православной школы.

Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке. В основе православного воспитания лежат традиции, уклад жизни и формы национального опыта народа.

 

Основное усилие православного воспитания направлено на развитие духовной жизни ребенка.

Миссия православной гимназии – это создание единого образовательного пространства, способствующего формированию духовно-нравственной личности ребенка совместными усилиями церкви, государства и семьи.

Современный национальный воспитательный идеал –это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется цель воспитания в учреждении, которой является личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
— в усвоении обучающимися знаний основных норм, выработанных обществом на основе базовых ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний)
— в развитии позитивных отношений к базовым общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
— в приобретении обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Процесс воспитания в Организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
— Принцип Христоцентричности является основополагающим принципом воспитательного процесса в Организации, ибо Христос, как Спаситель людей, есть ее главный центр, основание, идеал и цель.
— Принцип духовности – построение воспитательного образовательного процесса на основе традиций Православной Церкви.
— Принцип соборности – единство взаимодействия государства, церкви, семьи и гимназии в воспитании ребенка.
— Принцип законности, предполагающий неукоснительное соблюдение прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в Организации.
— Принцип следования нравственному идеалу – ведущий метод нравственного воспитания в гимназии. Таким идеалом для православного христианина являются Святые угодники Божии, знакомство с житиями которых осуществляется в гимназии на протяжении всех лет обучения.
— Принцип нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к педагогическому труду, к ученикам и коллегам, а так же создание детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.
— Принцип индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие ее способностей, таланта, передача ей не только системных научных знаний, умений и навыков, но и новейших предметных, метапредметных, личностных компетенций.
— Принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания – проникновение духовно-нравственного воспитательного компонента в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внегимназическую и общественно-полезную.
— Принцип целостности педагогического процесса – единства взаимосвязи обучения и воспитания, системность, целесообразность воспитания как условия его эффективности.
— Принцип организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого.